Обустройство вентиляции торгового центра. Простые решения для сложных проектов
Содержание:
- Назначение вентиляции в ТЦ
- Устройство вентиляции
- Особенности проектирования
- Схемы вентиляции торговых центров
- Автоматическое управление
- Тепловые завесы
- Готовые проекты вентиляции торговых залов
- Остались вопросы?
Приточно-вытяжная вентиляция в торговых центрах обеспечивает комфортный микроклимат в помещениях даже при большом потоке посетителей. Причем требования для нее как в большом торговом зале, так и в супермаркете одни и те же.
Назначение вентиляции в ТЦ
Важно, чтобы вентиляционная система обеспечивала:
- необходимый объем воздухообмена,
- нагрев приточных воздушных масс или их охлаждение,
- подачу воздуха без механических частиц после фильтра,
- минимальный уровень шума,
- возможность простого управления.
Для создания эффективной вентиляции проводят расчеты с учетом особенностей здания, его назначения и количества людей, которые будут в торговом центре.
Устройство вентиляции
Простейшая система состоит из воздуховодов, выполненных из труб подходящего диаметра, и вентиляторов, которые подают и удаляют воздух. Но обычно вентиляция дополнена и другими деталями:
- фильтры очистки воздуха;
- средства кондиционирования – теплообменники, нагреватели, тепловые завесы;
- средства увлажнения воздуха.
Отверстия для подачи свежего воздуха располагают в нижней части помещения, для удаления – наверху, под потолком. Такая конфигурация обеспечивает естественный воздухообмен, так как свежий воздух холоднее и тяжелее, а отработанный – теплее и легче.
Для кондиционирования воздуха на больших объектах обычно применяют систему чиллер-фанкойл. В торговых точках небольшой площади могут использовать бытовые кондиционеры.
Требования СНиП:
- При расположении торговой точки на объекте общего пользования: в ТЦ, офисном центре, жилом доме, — в ней создается отдельная вентиляция для создания принудительного воздухообмена.
- Трубы вытяжной системы располагают на крыше на высоте на менее 1 м над поверхностью кровли.
- Приточные каналы естественного побуждения располагают не ниже 20 см от земли, в местах, где воздух загрязняется меньше всего – на удалении от дорог, баков с отходами. Отверстия оснащают фильтрами и системой подогрева воздуха.
- Холодильные камеры, помещения для фасовки и мойки дополняют отдельными установками для подачи и удаления воздуха.
Особенности проектирования
Проект вентиляции торгового центра готовят до начала строительства объекта. При этом учитывают такие моменты:
- на каждого посетителя требуется 20 куб. м свежего воздуха в час, на каждого сотрудника – 60 куб. м в час;
- объем воздухообмена определяют с учетом числа посетителей, сотрудников, количества оборудования и тепла, которое оно вырабатывает;
- если в торговом центре есть как продовольственные и непродовольственные магазины, для каждого нужно предусмотреть отдельную вентиляцию;
- воздух должен хорошо прогреваться, так как сотрудники весь день проводят внутри помещений. При некачественном прогреве они могут начать болеть.
При создании проекта важны такие параметры:
- площадь помещений и их назначение;
- число этажей;
- расположение здания относительно сторон света;
- характеристики материалов, которые применялись для строительства;
- архитектурные особенности здания;
- число посетителей и количество сотрудников.
С учетом этих параметров определяют необходимый объем воздухообмена, расположение каналов приточно-вытяжной вентиляции, подбирают оборудование для нагрева, охлаждения, очистки воздуха, подачи и удаления воздушных потоков. Важно, чтобы эту работу выполнял специалист, хорошо знакомый с правилами обустройства систем вентиляции на коммерческих объектах.
При монтаже воздуховодов и оборудования учитывают план каждого этажа, особенности помещений, интенсивность их использования, назначение, уровень нагрузки. Например, для установки мощного и шумного оборудования выбирают малопосещаемые места. Обычно это технические помещения.
Проект обсуждают с архитектором, дизайнером и другими специалистами. Важно учитывать все исключительные особенности объекта. В проекте указывают план вентиляционной системы, ее характеристики, необходимое оборудование, последовательность работы. Затем все это используют при составлении сметы и определении стоимости монтажа.
Если торговый центр расположен на первом этаже, в нем создают отдельную вентиляцию, которая не зависит от остального здания. Оно может быть жилым, офисным, производственным. Но независимо от параметров воздухообмена на всем объекте, в торговом центре должна быть своя система, соответствующая назначению. Не нее не должна влиять основная вентиляция здания, так как в торговом центре особенные требования воздухообмена.
Схемы вентиляции торговых центров
Крупные торговые площади делятся на большие супермаркеты и функциональные комплексы, в которых располагается много магазинов, точек общепита, развлечений и так далее. Обычно это многоэтажные торговые центры.
Схема вентиляции формируют в зависимости от условий на конкретном объекте. Универсального решения тут нет. Есть общие требования для торговых площадей, но каждый объект имеет свои индивидуальные особенности, которые всегда нужно учитывать для создания эффективной приточно-вытяжной вентиляции.
Обычно в торговых центрах системы вентиляции, обогрева и охлаждения воздуха объединяют в одну. Такой подход обеспечивает минимальный размер инженерных сетей, простоту управления и обслуживания. Например, становится проще настраивать температуру в помещениях. Но организовать такую сеть с учетом особенностей каждой системы – задача трудоемкая. В основном в торговых центрах применяют центральные кондиционеры. Их мощность подбирается в зависимости от характеристик объекта, его назначения, необходимых объемов воздухообмена.
Пример такой системы, на иллюстрации.
В ней используют центральный кондиционер с вентилятором нужной мощности. Устройство дополняют оборудованием утилизации тепла из вытяжных воздушных потоков. Для охлаждения приточных воздушных масс применяют хладагент, который располагается в чиллере. Также в системе есть насос, который перекачивает хладагент и подает его в теплообменник кондиционера и теплообменник, который утилизирует тепло удаляемого воздуха.
Кондиционер располагают в технической части объекта, а чиллер и насос – на крыше. Для управления системой используют автоматику, с помощью которой можно настраивать параметры работы устройств: менять температуру, объем приточного воздуха, контролировать фильтры, исключать перегрузки.
В больших торговых комплексах используют комбинированные системы. Они состоят из приточной установки с теплообменным оборудованием, чиллера и фанкойла. Воздух подается и удаляется по воздуховодам, на выходе из которых стоят фанкойлы. Это теплообменные агрегаты с подачей теплоносителя или хладагента. Воздушные потоки к ним идут от вентиляционной установки. Объем хладагента настраивают на каждом фанкойле. При этом холодная вода, необходимая для охлаждения воздуха, поступает от чиллера.
С помощью комбинированной системы возможна настройка индивидуальной температуры в каждом помещении. Это удобно, так как помещения в торговом центре имеют разное назначение, есть продовольственные и непродовольственные магазины. При установке четырехтрубных фанкойлов можно даже одновременно нагревать и охлаждать воздух в разных помещениях.
Автоматическое управление
Автоматизация позволяет контролировать вентиляцию и управлять применяемым оборудованием. В основном мы используем системы, которые состоят из датчиков и микроконтроллера. С их помощью производится анализ содержания углекислого, угарного газа в воздухе, определяется температура, число посетителей. Затем автоматика сама настраивает мощность вентилятора, включает нагрев или охлаждение, чтобы создать в помещениях комфортные условия.
Тепловые завесы
Нередко в торговых центрах используют тепловые завесы, которые устанавливают на входе в местах, где в течение дня ТЦ посещает не менее 2500 человек. Также оборудование может располагаться, когда рядом с входом весь день работают сотрудники. Установки эффективно нагревают воздух, позволяя согреться тем, кто заходит с улицы и не замерзнуть тем, кто находится на входе. Применяют завесы и в местах разгрузки или погрузки.
Готовые проекты вентиляции торговых залов
Есть две наиболее популярные схемы, которые используются в торговых залах.
Магазин-склад. Для обеспечения качественного воздухообмена на крыше устанавливают промышленные кондиционеры. Тогда не нужно создавать вытяжные каналы, а шахты для подачи воздуха будут максимально простыми, без множества разветвлений. Для нагрева воздушных потоков система дополняется калориферами и средствами рекуперации тепла, чтобы тепло от удаляемого воздуха не удалялось наружу, а передавалось приточному воздуху.
Торговый центр. В системе вентиляции находится центральный кондиционер, который не только подает воздух в помещения, но может нагревать или охлаждать его. Также применяется система чиллер-фанкойл, которая соединяется с центральным кондиционером. С ее помощью можно настраивать температуру для каждого помещения.
В Ленремонте Вы можете заказать обустройство системы по любому проекту. Специалисты выполнят монтаж приточно-вытяжной вентиляции согласно требованиям СНиП 2.04.05-91. Также проведут ремонт и обслуживание системы. Подробности уточняйте по телефону 344-44-44.
Если у Вас остался вопрос, то...
Вы можете получить экспертную консультацию - полностью бесплатно! Или Вы можете оформить вызов проверенных мастеров на дом для бесплатной диагностики в Москве или в Санкт-Петербурге. Подробности по ссылке.