Как прочитать маркировку подшипника

Номенклатура подшипников, выпускаемых современной промышленностью, огромная. Каждая из моделей имеет определенное назначение, это влияет на габариты изделий, их технические характеристики. Чтобы упростить выбор, избежать ошибок и простоев при ремонте и обслуживании, подшипники маркируют. Систему условных обозначений регламентирует ГОСТ 3189-89, ГОСТ 520-2011 — применение зависит от типа изделия.

Маркировка подшипников российского производство

Маркировочное клеймо на подшипниках расположено на торцевой части. Его наносят только на те детали, где есть возможность нанести крупное обозначение, пригодное для считывания. Если габариты не позволяют сделать это, буквенно-цифровую комбинацию вносят в документы. В любом случае основная маркировка включает 7 цифр:

  • Первая – серия ширины.
  • Вторая и третья – конструкционные особенности.
  • Четвертая – тип подшипника.
  • Пятая – внешний диаметр детали.
  • Шестая и седьмая – внутренний диаметр.

Слева и справа от цифрового обозначения наносят дополнительные опознавательные комбинации. Буквы и числа слева отделяют при помощи тире. Те, что справа, прописываются прописными буквами.

Значение символов левой группы:

  • Цифры от 1 до 9 – категория радиального зазора, возможно указание сокращения «норм», если зазор стандартный.
  • Цифры 0, 2, 4, 5 или 6 (иногда добавляют букву Т) – класс точности. Нулевой часто не обозначают, это нормальный уровень. Остальные указывают класс: повышенный, высокий, прецизионный и сверхвысокий соответственно.
  • Буква А – класс, к которому относят изделия точности Т, 2, 4 и 5.
  • Сочетание букв и цифр 2А, 3А, 4А и т.д. – категория по вибрации, трению и волнистости.
  • Буква В – указывает на средний уровень точности исполнения.
  • Буквы М1 или М2 – обозначает повышенные требования к трению при эксплуатации.
  • Символ У – категория улучшенной точности, применяют только для конических, роликовых моделей подшипников.
  • Цифры 3 и 5 – аналогично предыдущему пункту, но используют в отношении игольчатых моделей (без колец).
  • Сочетание НР, 1НР, 3НР, 4НР, 5НР – тип двустороннего радиального уплотнения, которое устанавливают на роликово-шариковые подшипники.
  • Буквы РИК – комбинированный вариант двустороннего игольчато-роликового механизма.

Теперь рассмотрим значение правых дополнений к маркировке:

  • Буква А – модификация с увеличенной грузоподъемностью. Символ актуален только для подшипников, выпущенных до 1996 года. После все изделий стали делать упрочненными.
  • Литера Б – сепаратор изготовлен из бронзы. Соответственно Г обозначает чугун, Д – дюраль, Е – текстолит (полиамид), М – сталь, Л – латунь.
  • Буква К и несколько цифр после нее – модификация подшипника, подробности указываются в сопроводительной документации.
  • Символ М – в роликовую модель встроен модифицированный порог качения.
  • Обозначение Р, Р1 или Р2 – указывает на применение марок стали, устойчивых к сильному нагреву при эксплуатации.
  • Буква С – в комбинации с цифрами отражает наличие пластичной машинной смазки. Такой символ встречается только на закрытых модификациях.
  • Литера Т и цифры рядом с ней – определяет требования температурного режима. Подробнее в технической документации по конкретной модели подшипника.
  • Символ У – в зависимости от цифрового дополнения указывает условия по шероховатости внешнего покрытия, осевого и радиального внутреннего зазора.
  • Комбинация Ш и цифр – отражает уровень шумности при стандартной нагрузке на деталь.
  • Буква Ю – изготовлен подшипник из нержавеющей стали. Соответственно Э – легирующие добавки, W – вакуумированный стальной сплав.

Без опыта расшифровать длинную маркировку будет сложно. Например, она выглядит так: 6–180306УС17Ш. Ситуацию упрощает то, что при покупке запчастей для сломанной техники достаточно искать детали «один в один». Тогда вникать в суть обозначения особой необходимости не будет. При сомнениях лучше обращаться к специалистам, они подберут комплектующие самостоятельно, с учетом всех требований.

Маркировка импортных подшипников

Зарубежные производители придерживаются собственных правил по обозначению продукции. Им предписано использовать определенные стандарты, разработанные SKF, крупнейший в Европе производитель подшипников. Система простая, но более расплывчатая по сравнению с российской, нет четких и строгих условий. Некоторые бренды применяют собственные виды обозначений.

Типовая символика, наносимая на импортные подшипники:

  • Первый знак – обозначает тип изделия. Его указывают цифрой, одной или же несколькими буквами.
  • Второй и третий знак – типоразмер, габариты детали. Например, диаметр, ширина, высота корпуса.
  • Четвертый и пятый знак – отражает диаметр отверстия. Обычно предполагается, что нужно умножить указанное значение на 5.

Приведенный способ применяют для продукции, изготавливаемой в Китае, Японии и Европе. Что упрощает подбор аналогов, так как разные производители нередко выпускают аналогичный перечень номенклатуры. Но без опыта сравнить схожие модели будет затруднительно. Специалисты знают, какие параметры оценивать в первую очередь, с учетом особенностей техники, где используется конкретная модификация подшипника.

Проще всего владельцам оборудования, когда его ремонтом занимается опытный мастер. Тогда задача подбора комплектующих будет целиком на нем. Если Вам нужно заменить подшипник, звоните в Ленремонт по номеру 344-44-44. Наш диспетчер примет заявку и назначит мастера.

Если у Вас остался вопрос, то...

Вы можете получить экспертную консультацию - полностью бесплатно! Или Вы можете оформить вызов проверенных мастеров на дом для бесплатной диагностики в Санкт-Петербурге. Звоните 344-44-44.